27 августа 2018

Путешествие в Китай – от Суйфэньхэ до Харбина

Рубрика: China, Китай, Путешествия

Итак, во Владивостоке мы сели на автобус, и пересекли китайскую границу. Я думал, что с нами будет ехать полный автобус русских челноков, которые поедут в Суйфэньхэ за шмотками (это обычное шоппинг-направление для жителей Владивостока, как у нас в Питере финская Лаппенраанта), но с нами ехали в основном китайцы.

Сложно описать наше волнение и страх перед неизведанным. Впереди лежала огромная, загадочная, совершенно неизвестная страна, и провести в ней мы должны были 30 дней, без планов на жильё и на перемещения.

Как показала жизнь, напрасно мы так волновались в самом начале путешествия, ахаха! Первый день, когда мы ещё чувствовали какую-то связь с родиной, из которой всего час как отъехали, совершенно ничему нас не научил и ни к чему не подготовил, но приехав в Суйфэньхэ мы, конечно, уже чувствовали себя прожжёнными странниками, ахаха! Смешно вспоминать.

Автобус из России прибывает на автобусную станцию Суйфэньхэ, где мы пересели на другой автобус, до города Муданьцзян. Автобусная станция это то место, дальше которого не уезжают покупатели из Владивостока, поэтому торговля там кипит не шуточная. На этой станции я впервые за всю свою жизнь столкнулся с проблемой деликатного характера. Дело в том, что у меня с детства плохо работает нос. В детстве я каким-то образом ударился, упал, или что-то типа того, и у меня была искривлена перегородка в носу; до 25 лет я практически не чувствовал никаких запахов. Вообще. В 25 лет я сделал операцию по исправлению перегородки, и внезапно мир зарпахов и ароматов открылся передо мной – хотя и не в той мере, в которой он открыт более счастливым людям, с безотказно работающим носом. Я всё равно чувствую запахи не так отчетливо, и часто не чувствую их вообще. Так вот, на автобусном вокзале города Суйфэньхэ я не смог зайти в общественный туалет. Просто, не смог. Вообще, никак. Не смог переступить порог. Там стоял такой смрад, что он ощущался, как стена, выросшая за порогом, через неё было не пробиться, даже мне, с моим не ахти как работающим обонянием. Никогда в своей жизни (после исправления перегородки), нигде, я не ощущал такого, только видел в кино, и тепреь я знаю, что это правда. Вернувшись из туалета, в котором я не смог побывать, я понял, что это было уникальное переживание в моей жизни. А дальнейшие путешествия по Китаю показали, что в целом конкуренты у суйфэньхэйского сортира в Китае есть, есть, хоть и не в одной с ним лиге, конечно.

Вета на контрольно-пропускном пункте русско-китайской границы

Дома, собираясь в это путешествие, мы рассудили так: мы будем постоянно переезжать с места на место, и поэтому нам нужны рюкзаки. Чемоданы на колёсиках мы не рассматривали (возможно, потому что у нас тогда не было ни одного такого чемодана! Ахаха! Но их можно было купить или взять напрокат, конечно). Все 30 дней мы проходили с огромными рюкзаками, а в конце путешествия купили ещё два рюкзака, и они висели на нас и спереди, и сзади. Не могу сказать, что было мудрое решение, но как-то мы справились. И бежать по перрону на отъезжающий поезд с рюкзаком было всё же удобнее, чем было бы с чемоданом (а мы пару раз так бежали, да). Кроме двух большх рюкзаков для вещей у нас были с собой ещё два маленьких повседневных рюкзачка, что фотоаппаратов, воды, и прочего, с чем мы ходили по городам.

Город Муданьцзян, в который мы приехали через несколько часов (тогда ещё наши попы не были натренированы так долго ехать в автобусах, но скоро им предстояло научиться ездить по 9-12 часов сидя на жестких сиденьях) это был уже настоящий китайский город. Здесь у нас был забронирован первый отель, и утром поезд в Харбин. Перед заселением в отель мы с опаской вышли на улицу, чтобы дойти до супермаркета, купить термос, и поесть в кафе. Муданьцзян это крошечный китайский городишко, в котором проживает всего 2.8 миллиона человек, по китайским меркам это деревня. Выйдя на улицу мы ошалело смотрели вокруг. Вот теперь мы были уже далеко, да. С помощью гугл-карт проложили путь, и зайдя в кафе оказались в той самой ситуации, которую так ждали – когда во всем меню нет ни одного слова на английском 🙂 Предполагая, что в Китае вся еда адски острая (на самом деле это далеко не так), я попросил у официанта сделать «ноу спайси». Просьба вызвала переполох. По английски в кафе не говорил никто. После нескольких минут попыток объяснить что-то на пальцах, одна из официанток позвонила по телефону подруге, которая немного говорила по-английски, и дала трубку мне. Подруга говорила по английски очень, очень, очень немного. Я пытался объянить ей «ноу спайси», а она лопотала мне что-то в ответ, и я время от времени давал трубку обратно официантке, чтобы девушка по телефону объяснила ей то, что поняла от меня. Но никто ничего понять не мог, ни я её, ни она меня, ни официантка. Было смешно и прикольно 🙂 За попытками тупых белых обезьян заказать человеческую еду наблюдало всё кафе, с кухни пришли повара, и даже люди с улицы заходили, чтобы поболеть за нас 🙂 В результате нам принесли лапшу в оранжевом масле с овощами, и это масло было таким острым, ооо, боже! Это было очень, очень остро (это говорю вам я, человек, который не поморщившись пробовал вытяжку из перцев, остротой 7.2 миллиона сковилов), и это было очень вкусно. Разгорячённые муданьцзянским гостеприимством мы вернулись в отель, где у кровати стояла табличка с загадочной надписью.

Утром мы как в тумане нашли на вокзале наш поезд, как-то сели в него, и покатились в Харбин. Честно говоря, из этих первых дней мы мало что помним. Кровь стучала в висках, восторг смешивался с лёгким ужасом, воспоминания о вчерашнем заказе ноу-спайси лапши по телефону в кафе были свежи, и мы находились как в тумане, действительно. Всё было очень необычно, хотелось побыстрее начать исследовать и понимать всё-всё, но сначала нужно было хотя бы немножечко освоиться. В поезде в Харбин мы уже смогли выдохнуть и посмотреть вокруг себя более внимательно. На фото я зачем-то скорчил рожу а-ля «русский турист на фото». Зачем? Не знаю. Больше я так никогда не делал, слава богу.

За окном проносился Китай.

С собой в путешествие мы везли огромный неподъёмный кирпич – путеводитель по Китаю от издания Lonely planet. В нём мы искали инфу о тех местах, куда хотели поехать, и выбирали следующий пункт назначения. Примерно через неделю мы поняли, что такой несусветной чуши, какая написана в этом путеводители, мы ещё не видывали. Абсолютно всё, что написано в нём, это чушь, пурга, и ахинея. Через неделю мы были в ярости. А ещё рез неделю мы уже ржали в голос – и перед каждой поездкой в следующий город, и после отъезда оттуда, читали друг другу вслух ту пугру, которая написана про этот город в путеводителе. От смеха чуть не помирали, каждый раз. Это было даже лучше, чем передача «Ан шлак» с Петросяном. Через три недели путешествия мы торжественно подарили этот никчёмный кирпич хостелу в Кунмине, и вздохнули с облегчением (оттого, как сильно полегчали рюкзаки).

Главная вещь в Китае – термос с чаем. Первый термос мы купили в Муданьцзяне, вот он на фото, с чашечки купили. И пили чай как китайцы, везде, повсюду, и постоянно. Очень важно помнить, насколько это необходимо в Китае.

Набрать кипятка в термос в Китае можно где угодно – на каждом углу, в каждом туалете, на вокзалах, в гостиницах, в поездах, везде стоят тэны с кипятком. Все китайцы ходят с термосами, и с грелками в руках (зимой), и постоянно подливают кипяток туда и туда. Мы быстро научились поступать так же.

Туалеты в Китае традиионно представляют из себя дырку в полу. Иногда в особо фешенебельным местах и в отелях стоят европейские унитазы, но китайцы ими не пользуются. И я считаю гениальной идею крепить перед дыркой поручень на стене, за который нужно держаться руками. Не сбоку, ёпрст, а перед! Каждый раз, оказываясь в подобном сортите где-нибудь не в Китая, я не понимаю, почему поручень в нём сделан сбоку, что это за бред вообще? Туалеты в Китае бесплатные, всегда и везде, потому что брать с человека деньги за то, что ему нужно облегчиться, в Китае считается безнравственным (и это правильно). Туалет по-китайски «цы-со», это третье слово, которое нужно выучить, после «нихао» — привет, и «фань» – рис. Четвёртое, пятое, и шестое – «бу» – «плохо», «хао» – «хорошо», «сье-сье» – «спасибо».

Климат в Харбине как у нас в России. На улице ноябрь, всё стекло в ледяных узорах. «Ничего» – утешали мы себя – «скоро приедем на юг! Будет тепло!» Ахаха! Ахахахаха! Смешно вспоминать 🙂

Пока ехали несколько часов в поезде, и пили чай, Веточка нашла у меня в бороде один белоснежный волос, и один рыжий. И рядом обычный чёрный. В общем, нам было, чем развлечься, как вы видите.

Поезд мчал нас в Харбин, будущее было покрыто туманом.

Прошу прощения за качество фотографий в этой записи, все они сделаны на айфон со сломанной камерой, и на айпод (!). Фотоаппараты мы тогда пока не успели достать из рюкзаков. Дальше фотографии будут уже лучше по качеству (надеюсь).

Остальные части рассказа о путешествии в Китай:
01. Путешествие в Китай – пролог (Владивосток)